Для владельцев PC Burnout - пришелец с другой планеты. Она была где-то там, в этих жужжащих коробках черного и пурпурного цветов, светилась на дорогущих плазмах, подключенных к Xbox 360, и собирала толпы народу для соревнований. В чем секрет такого успеха? Вроде обычные аркадные гонки…
Летающий светофор

Про "обычные" - не совсем верно. Настоящий фурор случился с выходом четвертой части - Burnout: Revenge - где все правила дорожного движения скомкали в принцип "не врезайся и гони!", позволив заодно швыряться дорожным трафиком. Пролетел по воздуху 30 метров - получи бонус к скорости, ткнул в соперника неторопливой легковушкой - награда удваивается. На время заезда скучный городок (или горная трасса, или заброшенная ферма) превращался в полигон для четверых безумцев, не боящихся царапин на глянцевой эмали и мнущих дорогие тачки, словно пустые банки от колы. Новая Burnout Paradise, вышедшая на консолях, была спорной. Казалось бы, ваяйте дальше, уважаемые Criterion Games, ведь отличная задумка с трафиком себя оправдала! Ан нет. Издеваться над малолитражками стало куда сложнее, хотя взамен подарили свободный город.

И тут приставочная серия решилась на визит в ПК-края. А что - особой конкуренции нет, разве что FlatOut (кстати, заметьте схожесть названий) позволяет разбивать машины в хлам под энергичную музыку. Но там уже другой коленкор - наша сегодняшняя гостья обитает в цифровом виде, а потому не заботится о гравитации и физике. Главное - чтобы искр побольше и вмятины посочнее.

Крадущийся Ferrari

Бодрая атмосфера задается с самого начала. За кадром - электрогитары, главное меню сочное и лаконичное, знает, видать, что геймеру нужно сразу в гущу событий. По одному нажатию кнопки переходим к выбору колес. Разработчики изволят шутить: чудо техники не выезжает из-за угла, призывно помигивая фарами, оно с грохотом падает на гравий (очевидно, с крана). Намеков на гламур никаких - трещины возведены в культ, изящная форма плавленой кастрюли в подарок. Еще желающие могут испробовать мотоциклы, однако бьются те неохотно. Закончив с приготовлениями, мы выезжаем с автосвалки на залитую солнечными лучами дорогу.

Город Paradise тянется от морского побережья до горных тропок, меняя пейзажи, словно модница сумочки. Даунтаун с небоскребами, за ним порт, потом железная дорога. Понять, что по городу носишься без особой цели, можно через полчаса. Как и в Test Drive Unlimited, бездельничать здесь приятно. Развлечения находятся сами собой: разбить агрессивный рекламный щит на большой высоте, сигануть с горы, перевернуться в воздухе на 360 градусов, крикнуть "Юху!" вслух и повторить…

Мстительный утюг

Гонки с AI-соперниками поднялись на новый уровень. И дело не в режимах, задвигающих кольцевые заезды подальше, а в удобстве. Чтобы стартовать, нужно всего лишь подъехать к светофору, вдавив педали тормоза и газа в пол. На запах горелой резины моментально являются жаждущие скорости. Стандартная комбинация "esc, race->start race->choose car->-start" уходит в прошлое. По крайней мере, в Burnout.

Гонять, собственно, можно по-разному: Marked Man предлагает доехать до определенного района под атакой двух Злобных Тонированных Иномарок черного цвета, Stunt - перелететь через пропасти и прочие опасные места ради заработка очков. Race, Time Race и Drift в комментариях не нуждаются, выдавая всю суть названием, однако режимы Showtime и Road Rage без пояснения не уйдут - уж больно они хороши. Была в предыдущей части забава Crash Time, где начиненный динамитом грузовик должен был сдуть взрывной волной как можно больше трафика, сиганув с моста на какую-нибудь автостраду. Но уровни были линейны, отчего успеха можно было достичь просто перебирая комбинации одну за другой. Теперь же изменения налицо - взрываться дозволено в любом месте, хоть по несколько минут подбирая особо мясистую "пробку". В Road Rage важно отправить в ДТП как можно больше соперников. Те и сами не лыком шиты - обожают ювелирно подрезать, направляя к столбу или грузовику, ползущему по встречной полосе. Троекратный сход с дистанции означает проигрыш всей гонки. У машин появился запас прочности, и "легкие" экземпляры ломаются куда быстрее тяжеловесных. Скучной езды по ремонтным мастерским нет - после восстановления можно легко повторить попытку.

Металл и 200 километров

У Burnout Paradise есть замечательная черта - она смотрится симпатично на скриншотах, а в движении очаровывает по самое не балуй. Не может просто экранный снимок показать всей грации падающих искр, вычурных камерных ракурсов и самой главной "фишки" - мнущихся в реальном времени машин. Любое столкновение - словно сцена из боевика, тщательно продуманная и поставленная. "Поцеловавшись", оба авто морщат капот, угрожающе хрустят стеклом, а моментом позже, когда гипноз slow-mo спадает, разлетаются каждый в свою сторону.

И, конечно же, детали. Выбоины на шоссе заделаны асфальтовыми заплатками (наверняка знакомое зрелище). Счесанная краска валяется на земле причудливыми конфетти. Припаркованные машины гудят сигнализацией, стоит только притронуться к ним.

К музыке подход демократичный. Главным критерием при выборе был, похоже, темп - как иначе объяснить, например, соседствующие треки Killswith Engage и Аврил Лавин (Avril Lavigne) в одной игре? Музыка делает свою работу, эффекты - свою. Больше сказать особо нечего, поскольку в звуковое полотно вложились основательно и профессионально.

Красиво, добротно и качественно - оттого и редакционная наградная медалька вкупе с хорошей оценкой. Однако у Burnout Paradise есть два заметных недостатка - общая бесцельность (кроме, разве что, желания получить самое престижные водительские права) и невозможность игры на одном компьютере с партнером. Да-да, split screen вырезан и теперь потолкать машинки компанией проблематично. Суррогатный Party, совмещенный с тормозным интерфейсом, не способен заменить тех безбашенных гонок, что разворачивались в Revenge. Есть надежда, что можно будет докупить кооператив через онлайновый магазин EA (весьма навязчивый, хоть и красивый), однако никаких анонсов на эту тему пока не было.

[b]Итог

[b]Хит. Пускай и где-то залепленный дегтем.

[b]Плюсы: чувство свободы; бешеная динамика; великолепная графика.
[b]Минусы: некоторое однообразие; отсутствие split screen.

Так получилось, что наша сегодняшняя рецензия на совпала по времени с подведением игровых итогов 2008 года, куда ей уже никак не попасть - консольные версии, вышедшие почти год назад, мы в расчет не берем. А если бы это вдруг произошло, Paradise не только играючи размазала по стенке Race Driver GRID , нашу «Гонку-2008», но и наверняка отхватила пару-тройку громких наград, придуманных экспромтом специально для нее. Если вы в курсе, что такое Burnout , то без лишних объяснений поймете всю важность момента, которого мы ждали восемь лет (!), с момента выхода первой части. PC-игроки с надеждой облизывались на Burnout 3: Takedown , когда Electronic Arts перекупили студию Criterion Games у Acclaim Entertainment . Надежда была: прежние хозяева, в отличие от ЕА, регулярно обделяли PC вниманием. Но тогда Burnout так и не выбралась за пределы PS2, Xbox и PSP. Ожидание стоило того - сегодня мы получили самую лучшую и современную версию игры, минуя все промежуточные этапы. Burnout Paradise позволяет надолго забыть не только о ее устаревших предшественниках, но и обо всех остальных играх жанра вообще. А это уже хороший повод для небольшой переоценки ценностей.

День жестянщика

О том, чего можно ожидать от лучшей аркадной гонки на земле, мы уже успели рассказать в детальном превью в июльском номере «Игромании» за 2008 год. После этого нас так и подмывало опубликовать вместо рецензии штук двадцать скриншотов из игры, подписать их и выставить оценку. Последняя тоже не вызывала никаких сомнений еще с момента первого знакомства с консольной версией, которая превратила большую часть редакции в буйнопомешанных автогиков. При этом большинство из моих коллег в особой любви к автогонкам не замечены, запускают их лишь изредка, «по работе».

Если уж Burnout Paradise способна совратить тех, кому жанр не интересен в принципе, то что уж говорить о поклонниках, которым на PC все это время был доступен только финский сахарозаменитель под названием FlatOut . Вся прелесть Paradise не в том, что она больше, эффектнее и дороже всех. Первое, что чувствуется при знакомстве с игрой, - это порода . Criterion Games демонстрируют хороший вкус во всем, начиная от музыкального сопровождения (игра начинается под звуки ранних Guns N’ Roses, песня, конечно же, Paradise City), заканчивая дизайном и режиссурой. Игра вообще не страдает блокбастерным занудством в духе Need for Speed , она легка в общении и очень уютна. Новые машины тут выдают прямо на свалке, длинные заставки между гонками отсутствуют в принципе, а разобраться в тонкостях помогает местная знаменитость - диджей Атомика.

Пока мы с радостью первооткрывателей давим на газ и калечим свою первую машину, Атомика подмечает все наши промахи и едко комментирует их, попутно намекая на то, что нужно делать в этой ситуации. А между его репликами из динамиков будет мягко литься Depeche Mode с перепевкой классической Route 66 или ария из оперы «Кармен» Бизе - очень способствует усвоению материала. Атомика здесь вообще выступает главным информатором о жизни города - подсказывает, куда еще можно съездить прокатиться, удачно шутит и порой сообщает актуальную информацию о пробках.

Не битый, не крашеный

Хотя в Paradise City нет пешеходов, на дорогах всегда кипит жизнь, бал правит анархия. Мы уже привыкли, что автомобили в Burnout существуют лишь для того, чтобы увидеть их, разогнаться и тут же разбить - этот мини-спектакль вам не надоест смотреть до самого конца. Одни и те же машины гнутся, бьются и разваливаются каждый раз совершенно по-разному. А камера, в свою очередь, выхватывает самые эффектные моменты. Вот вы только что на скорости протаранили настырного соперника, после чего тот улетел в колонну припаркованных у обочины легковушек, расшвыряв их по дороге. В неожиданное препятствие врезается пара не успевших увернуться участников - и начинается: у одного с характерным скрежетом скручивает капот и стойки кузова, другой в это время делает сальто в воздухе, теряя колеса и двери.

От обреченных машин отлетают тучи мелкого хлама, кусочки стекла и металла, а в самые острые моменты виртуальный режиссер еще и замедляет съемку, позволяя увидеть все, что недоступно взору экспертов Euro NCAP (европейский комитет по проведению независимых краш-тестов), разбивающих машины на жалкой скорости 50 км/ч. В Burnout 300 км/ч - это так, легкая прогулка с ветерком. Здесь даже длинные проспекты кажутся неровными и извилистыми, а медленные гражданские легковушки вообще как будто существуют в другом измерении. Но вы не волнуйтесь - на такой скорости игра слегка помогает с подруливанием, так что реакция уровня пилотов «Фомулы-1» не потребуется.

Джамп ту май Ягуар, бэйби!

Все гонки в Burnout традиционно завязаны на авариях - даже в обычном заезде нет особого стимула торопиться к финишу, ведь можно просто впечатать оппонента в опору моста. А уж в режиме Road Rage аварии - это вообще основа всего. За выбитых с трассы и уничтоженных соперников дают добавочное время, что позволяет увеличивать победный счет до тех пор, пока своя машина не превратится в решето. Не стоит думать, что игра не сбалансирована - гоняться впритирку с соперниками тут интересней, чем в любом Need for Speed. В Paradise впервые появилось ощущение машины - ее, в зависимости от типа привода, уводит вбок при резком торможении и разгоне, да и по характеристикам авто заметно различаются. Какие-то охотно дрифтуют на любой скорости, другие цепляются за асфальт до последнего, а третьи вообще приемлют только одну возможную траекторию - прямую. Причем дифференциация сделана не просто по принципу «чтобы было» - все машины поделены на классы, каждый из которых заточен под разные стратегии езды. Приземистые гоночные болиды развивают самые высокие скорости, но очень хрупки. Тяжелые джипы и микроавтобусы обладают огромным запасом «здоровья», одним касанием расшвыривают соперников по сторонам, но очень неповоротливы. Идеальный вариант - машины для трюков, которые совмещают в себе достоинства двух предыдущих классов и вдобавок замечательно прыгают.

В такие моменты Burnout Paradise вызывает желание обязательно прокатиться на каждом представителе автопарка (а это, на минутку, семьдесят экземпляров) - обычно такие эмоции высекают исключительно серьезные симуляторы. Но Criterion подошли к созданию автомобилей с таким тщанием, что даже записали для каждого из них индивидуальный звук двигателя и трансмиссии - даром что все они нелицензированные. В одном из интервью разработчики упомянули, что сознательно не гонятся за лицензиями, ведь вкладывают в создание каждой из своих машин почти столько же сил, сколько и дизайнеры ведущих автомобильных марок. Что совсем не мешает им копировать лучшие образцы из реального мира - знатоку не составит труда определить, где тут Lotus Esprit, Jaguar E-Type или Ferrari F430. Которые, в лучших традициях серии, можно разрушить хоть до основания - при особо сильных ударах от машины остается разве что скрученный в узел силовой каркас кузова. Но если раньше все эти разрушения были заданы скриптами, то сейчас любая трещина на лобовом стекле просчитывается в реальном времени.

Кругом тонирован

Картинное уничтожение дорогих и не очень автомобилей всегда удавалось Burnout лучше всех, и уже за одно это ей можно было выставлять девять баллов и объявлять самой красивой и адреналиновой гонкой нашего времени. Но Criterion поддали жару, выпустив на PC не обычный порт годичной давности (мы бы не обиделись - игра нисколько не устарела), а улучшенную и доработанную версию, The Ultimate Box . Она выходит также на Xbox 360 и PS3 и во многом отличается от оригинальной в лучшую сторону. Вместо того чтобы выпускать новые части серии раз в году, разработчики задумали расширять ее дополнениями. За прошедший год они успели добавить в игру мотоциклы (!), честную смену дня и ночи, несколько новых режимов, машин и еще кое-что по мелочи.

Первым делом нам, конечно, не терпелось опробовать в деле мотоциклы. Дотошность Criterion сработала и здесь - двухколесные аппараты фантастически быстры и красивы, они еще больше обостряют невероятное чувство скорости Burnout. Их звук, который на средних оборотах кажется похожим на пылесос, хочется слушать запоем, стоит лишь байку вдохнуть полной грудью и выйти на максималку. Различных мотоциклов завезли в Paradise ровно четыре штуки - от легковесного «уличного бойца» до тяжелого 1100-кубового шоссейника. Управляя ими, с непривычки чувствуешь себя верхом на снаряде, выпущенном из катапульты. Носиться по ночному городу на двух колесах поначалу настолько нравится, что какие-то призы и гонки кажутся абсолютно ненужными. Только потом начинаешь понимать, что мотоциклы можно было проработать и получше.

На наш взгляд, сюда просто просится режим, в котором можно было бы соревноваться на байках с обычными автомобилями. Нечто подобное было даже в Test Drive Unlimited и Project Gotham Racing 4 , где мотоциклист на трассе мог почувствовать себя практически тореадором среди стада разъяренных быков, в роли которых выступали тяжелые железные автомобили. С такой моделью повреждений, как в Burnout, противостояние мотоциклов и легковых машин могло обернуться совершенно новым жанровым опытом. Но сейчас байки нельзя даже разбивать, не говоря уже о гонках бок о бок с соперниками. Criterion ограничились лишь скучными тайм-триалами и коллекционированием чекпойнтов в полном одиночестве. На фоне блестящей проработки всего остального это, по сути, единственный недостаток Ultimate Box, но тут как раз такой случай, когда чем больше дают - тем больше хочется. Заядлым байкерам остается лишь мультиплеер, в котором они смогут хотя бы помериться рулевыми вилками с живыми соперниками.

Еще один новый режим - Burnout Party. Идеологически он очень напоминает мини-игры из обеих частей FlatOut, только вместо тела водителя снарядом тут служат собственно машины. Которые, кстати, несколько отличаются от тех, что доступны в синглплеере: приготовьтесь увидеть биг-футы в сумасшедшей раскраске и розовые кабриолеты. Обычные задания в этом режиме - выполнить несколько трюков, удержаться на дороге или разломать какую-нибудь конструкцию. Но делать это нужно не в одиночку, а в компании от 2 до 8 человек, которые по замыслу разработчиков сменяют друг друга за клавиатурой. По большему счету, Burnout Paradise не нужны подобные пятиминутные забавы - она и без них полностью самодостаточна и способна увлечь небольшую компанию одним только режимом Road Rage, где можно посоревноваться в количестве выбитых с дороги соперников. А для компании, которая в одной комнате не помещается, всегда есть мультиплеер. Сетевая игра тут сделана как в лучших домах и позволяет соревноваться даже скоростью прохождения каждой отдельной улицы, не говоря уже про стандартные гоночные режимы.

И не забывайте также время от времени заглядывать в электронный магазин Burnout Store - сюда обещают выкатывать свежие бустер-паки, добавляющие в игру кое-что интересное. О ближайших планах разработчиков на этот счет читайте во врезке. На нынешний год у Criterion также запланирован релиз многообещающего аддона Premium Pack, но что он будет включать в себя и на каких платформах появится - пока не сообщается.

Говоря о платформах, можно еще вспомнить прошлогодние обещания разработчиков полностью переработать внешний вид PC-версии. Этого, конечно, не случилось - изменения тут сугубо косметические. Где-то слегка повысили разрешение текстур и изменили светофильтры в «аварийных» сценах, но, запуская игру на обычном мониторе, всего этого можно и не заметить. Для полноты эффекта предполагается наличие у вас не менее трех (!) одновременно подключенных мониторов. Но главное, пожалуй, достоинство PC-версии в том, что она абсолютно не тормозит даже на очень скромной (по нынешним меркам) рекомендуемой конфигурации.

* * *

У Burnout Paradise есть отличные шансы стать одной из лучших гонок 2009 года. Она не просто великолепна сама по себе, она развивается, становится лучше, обрастает дополнительным контентом и всегда остается на пике моды. Нам даже не сразу удалось вспомнить, какая из гоночных игр за последние годы получала у нас заслуженные 9,5 балла (правильный ответ - эпохальный симулятор Grand Prix 4 ), но это просто потому, что на PC не было Burnout. Теперь наконец-то есть.

ПЕРЕВОД: Русская локализация получилась очень неровной - неплохо подобранный голос диджея контрастирует с топорно переведенными текстами. Так, свалка в русской версии зачем-то так и осталась «джанк-ярдом», труднопереводимое слово «Burnout» превратилось в банальное «ускорение», а «Take Down» - в «жертву». Если вы имели счастье видеть и слышать английскую версию, все перечисленное будет неприятно раздражать.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - нет

Оригинальность - да

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 10

Графика: 9

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Burnout Paradise наконец-то появилась на PC - все остальные аркадные гонки могут складывать оружие прямо сейчас. Потому что ничего лучше до выхода следующей части не произойдет.

1 2 Все

Культовая гоночная аркада от Criterion Games, которая с выходом нового издания стала чуточку лучше.

Тестировалась на стандартной PS4

Несмотря на радикальное отступление от канонов серии, Burnout Paradise была и остается одной из лучших аркадных гонок современности. Именно поэтому, наверное, в Electronic Arts решились дать возможность новому поколению геймеров приобщиться к этой жемчужине жанра, выпустив на полки магазинов переиздание, речь о котором пойдет ниже.

Burnout Paradise Remastered обладает всеми составляющими современного ремастера: похорошевшая графика, полный набор дополнений в комплекте, прочно закрепленный на отметке в 60 счетчик кадров в секунду, сниженный по сравнению с новыми релизами ценник. Даже великолепный (за некоторыми исключениями) саундтрек, с которыми в наши дни часто возникают проблемы лицензирования, остался в целости и сохранности.

Впрочем, как это часто бывает, косметические изменения незначительны - чуть лучше стали текстуры и тени, увеличили количество вылетающих порой из-под машин искр, подтянули разрешение до (на PS4 Pro и Xbox One X ). А все DLC в комплекте есть, к примеру, и в версии игры для Xbox 360 , которая доступна на Xbox One по программе обратной совместимости.

Кроме того, некоторые DLC -автомобили, которыми можно пользоваться с самого начала, напрочь ломают весь игровой баланс. Шутка ли - проиграть, сидя за рулем подобных монстров, можно лишь при большом невезении или невнимательности. Впрочем, пользоваться этими, по сути, узаконенными читами никто не обязывает - если хотите какого-никакого вызова, то хотя бы на первых порах ограничьте себя стандартными представителями здешнего автопрома.

Вы прибываете в местный город-рай (отсюда и название игры) в погоне за водительским удостоверением Burnout - таким тут могут похвастаться лишь самые заматерелые гонщики. Чтобы получить заветные права, необходимо пройти ряд ступеней, которые выдаются за определенное количество побед в гонках. После достижения очередного «уровня» все пройденные заезды (кроме уникальных) стираются, поэтому рано или поздно прокатиться по уже знакомому маршруту придется, а то и не раз.

Тем не менее, по какому именно пути ехать к условному клетчатому флагу, решаете только вы, полагаясь на собственное знание городских улиц, срезов, трамплинов и так далее. К сожалению, порой это создает ситуации, когда куда более подкованный в этом вопросе, чем его электронные болванчики, игрок проезжает всю гонку в полном одиночестве, просто потому, что избрал альтернативный путь к финишной черте.

В лучших традициях Burnout каждого соперника можно наглым образом выдавить с трассы, впечатать в стену или проезжающий автомобиль. Для этого в Burnout Paradise в том числе предусмотрен отдельный тип заездов - «Дорожная ярость». С каждым участием в этих соревнованиях количество выбитых оппонентов, необходимое для победы, увеличивается.

Помимо обычных и таких «ударных» гонок, в Burnout Paradise также есть уникальные для каждой машины заезды на время, за прохождение которых выдается улучшенная версия уже имеющегося автомобиля; режим для любителей трюкачеств с прыжками, «бочками» и разбитыми рекламными щитами, а также погони («Дорожная ярость» наоборот), где в роли жертвы выступает игрок, а управляемые искусственным интеллектом тараны на колесах пытаются его разбить.

К слову, система повреждений в Burnout Paradise Remastered до сих пор непревзойденная - машины (в том числе и ваша) при столкновении с ограждениями, зданиями или другими автомобиля порой корёжатся до такого состояния, что у них не то что колес, а иногда и капота с крышей становится не видно. Особенно изощренное удовольствие доставляет смотреть, как твой новехонький и хрупкий «трюкач» в замедленной съемке и под классическую музыку врезается в проезжающую легковушку и буквально рассыпается на куски.

Между заездами вам придется колесить по абсолютно пустому (если не считать гражданские машины) городу, развлекая себя сбиванием рекламных щитов и заграждений, а также выискивая так называемые мега-прыжки. Помимо этого, у каждой улицы в игре есть свой рекорд по скорости прохождения и нанесенному ущербу в режиме «Беспредел». Еще иногда (раз в несколько побед) в Paradise City въезжает новый автомобиль, который необходимо найти и разбить, чтобы добавить к себе в коллекцию.

Никакого быстрого перемещения в игре нет (спасибо, что хоть кнопка «переиграть последний заезд» присутствует), поэтому путешествовать по местной карте придется на своих четырех - двоих, если речь идет о мотоциклах. Тем не менее, делаешь это не без удовольствия - все местные авто отличаются эталонной для аркадных гонок моделью управления, так что колесить на них по разномастным улочкам Paradise City и его окрестностям - одно удовольствие.

Более того, заниматься всем этим можно в компании - Burnout Paradise предусматривает многопользовательский режим на восьмерых человек, в котором есть практически всё, что и в однопользовательском, а также десятки сетевых испытаний. Со случайными встречными, правда, особо не повеселишься - понадобится хотя бы пара друзей, - однако и без онлайн-составляющей Burnout Paradise может утянуть не на один десяток часов.

***

Впрочем, всё вышесказанное (за исключением графических улучшений) применимо и к оригиналу, вышедшему чуть больше 10 лет назад. Так что, если вам небезразлично количество искр, высекаемых автомобилем при соприкосновении со стеной, вы хотите посетить Big Surf Island или просто никогда не играли в Burnout Paradise , то новому изданию однозначно стоит дать шанс. Во всех остальных случаях советуем либо дождаться скидки, либо просто промчаться мимо.

Студия Criterion Game подарила миру серию Burnout и известный движок RenderWare. Последний, кстати, использовался во всех трехмерных частях GTA кроме четвертой. На днях компания выпустила интересное дополненное издание прошлогоднего хита Burnout Paradise для Xbox 360 и… PC. Да, наконец-то, легендарные консольные гонки заглянули на «персоналки»!

Отправить

Кризис кризисом, а в плане игр 2009-ый год начался очень даже успешно. Один для PC чего стоит. Перенять эстафету решила британская студия Criterion Games , подарившая миру серию и достаточно распространенный движок RenderWare . Последний использовался (да и используется) не только в разработках самой студии, но и во всех трехмерных частях кроме четвертой. Чем же отличилась Criterion Games на сей раз? Ответ прост - интересным дополненным изданием прошлогоднего хита для Xbox 360 и... PC . Да, наконец-то, легендарные консольные гонки заглянули на «персоналки»!

Райский уголок

А радоваться и вправду есть чему. В отличие от других именитых серий вроде , не пытается сверкать серьезностью брэндов и строгостью сюжета. Единственный сюжетный пункт в игре - это его полное отсутствие. Никаких вам долгих вступлений, глобальных целей и длинноногих красавиц. На смену этому приходит сверкающий город Paradise City. К сожалению, некой живости а-ля ему недостает, что выражается в отсутствии пешеходов, и непосредственных противников, бороздящих райончики города в поисках наживы. Зато поражает игрока невероятно детальной прорисовкой даже самых мелких деталей города, а также идеальной структурой трасс. Но обо всем по порядку.

С началом игры мы получаем права самого низкого класса. Чтобы повысить класс, а вместе с ним получить новые автомобили и открыть дополнительные заезды, необходимо победить в некотором количестве соревнований. Далее игрока вежливо провожают на свалку, где и предлагают выбрать первое авто. Хотя точнее будет сказать, не выбрать, а взять единственное предложенное. Но не стоит огорчаться, недостатка в средствах передвижения не наблюдается, а учитывая то, что делает доступными еще и мотоциклы...


Каждое средство передвижения (и мотоциклы не исключение) содержат три ключевых для геймплея параметра: скорость, прочность и маневренность. Если с первым все ясно, то последние два требуют некого пояснения. Вот, скажем, прочность - параметр, отвечающий буквально за то, сколько ударов, аварий и поломок может пережить авто, прежде чем экран покроется красноватым оттенком, а в центре засверкает предательская надпись «Вы разбиты». Для тех, кто не знает с какой игрой ему придется иметь дело, поясним - желающие побить ваше авто всегда найдутся, причем делается это не только в специфических заездах, но и в обычных гонках «от пункта А до пункта Б». Что касается маневренности, то тут легко догадаться - она отвечает за то, насколько легко мы сможем (и сможем ли вообще) сделать какой-нибудь бесбашенный трюк вроде полицейского разворота, прыжка с обрыва, езды на двух колесах и т.п. Конечно же, приведен далеко не полный список возможных акробатических этюдов, так как для полного описания всех трюков и комбинаций потребуется отдельная статья. Собственно о характеристиках авто все. Выбор сделан, и мы можем выехать на большую дорогу.


Дорожное безумие

Игровая механика проста, как и все гениальное. Никаких эмблем заездов тут и там. Все систематизировано - на каждом перекрестке нас поджидает какое-нибудь испытание. Причем, в они делятся на дневные и ночные, а также частенько требуют наличия того или иного класса машин (за это отвечают уже упомянутые три параметра). Никто не заставляет нас сразу участвовать в заездах, можно просто погонять по городу, слушая радио и разглядывая красоты окружающего мира.


Любой желающий может даже устроить свой собственный заезд с трюками, или открыть охоту за появившейся в городе новой машиной (об этом оповещают отдельно). Но самые приятные ощущения в этом фрирайде доставляет даже не езда по прекрасным и идеально чистым улицам, а аварии. Как только наше авто врезается в какой-нибудь более крепкий предмет или просто другую тачку, камера переходит в режим slo-mo, показывая как сминается бампер, отлетают передние колеса, лопаются от деформации лобовые стекла и сжимается салон водителя. Никаких заскриптованных видов аварий нет, все обсчитывается в реальном времени и двух одинаково покореженных авто не найти, как не найти людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Правда до мотоциклов подобные изыски, увы, не дошли. Двухколесный «друг» просто падает, причем гуманные разработчики даже не стали показывать покалеченную тушку гонщика, так что после аварии на дороге просто лежит целехонький мотоцикл.


Конечно, такие спецэффекты и просто зрелищные моменты не должны выпадать и из местной «карьеры». Всего она предлагает 6 режимов, каждый из которых очень оригинален и интересен. Даже классические заезды Race (с соперниками до финиша) и Burning Route (на время) тут немного усложнены отсутствием на трассе указателей. В помощь водителю дается только карта с обозначением заветного финиша, но как до него лучше доехать дело наше. Кольцевых трасс здесь нет, только такие «спринты», как их принято называть в .

Куда более интересным режимом, показывающим все прелести , является Road Rage . Тут нет финиша и пьедестала почёта, а есть только трасса, мы и куча соперников, автомобили которых нужно любыми способами разбить. Как это будет выполнено - дело полностью ваше, можно подтолкнуть авто на встречную полосу, «забить» в сторону стены или ловко подрезать, заставив несколько раз эффектно перевернуться в воздухе. Короче говоря, способов масса. Против нас играет лишь время, ну и, конечно, другие игроки. Правда, фактически во всех режимах поломка нашей машины не играет никакой роли, через секунду она восстанавливается во вполне работоспособном виде (а иногда и в первозданном). Если цель выполнена, а времени еще много, то эту резню можно продолжить, зарабатывая себе тем самым серебряную или золотую медали.


Marked Man - тот самый единственный режим, где машина может быть окончательно разбита. Цель - доехать до финиша, уворачиваясь от атак двух черных спорткаров. Вы можете разбивать их, обманывать и отрываться, но рано или поздно они все равно настигнут вас, и попытаются уничтожить. Интересно, разнообразно и опять-таки подчеркивает динамику игры.

Не обошлось и без режима, где нам предлагают устроить мясорубку простым водителям Paradise City. Называется он Showtime . Авто запускается (не въезжает, а именно запускается по воздуху) на автостраду, разбивая и раскидывая все машины вокруг. За эти увлекательные действия вы получаете баллы. В общем, в новом не только сохранили, но и приумножили всё то, за что мы так любили предыдущие части этой серии.

Напоследок остались заезды Stunt . Тут все просто - делаем трюки, комбинации, достигаем максимальных скоростей, разбиваем авто - вот и залог успеха. Короче говоря, все из разряда «это надо видеть». Под трюки заточена буквально вся игра. В каждом районе можно откуда-то оттолкнуться скатиться, спрыгнуть и т.п.

Просто отличная игра и совершено точно событие года в жанре! Более того, теперь ей могут насладиться не только владельцы консолей, но и «персональщики». Последним было уделено даже особое внимание вроде отличного управления (никаких дефектов при портировании), похорошевшей графики и прекрасной оптимизации. Браво, господа!

Burnout Paradise – последний на сегодняшний день достойный представитель жанра «автогонок для тех, кто не любит автогонки». Популярный некогда формат, на сегодняшний день находится в состоянии глубокого летаргического сна. Безусловно, о полном и окончательном его погребении не может быть и речи, но, без сомнения, гениальная концепция пылится в долгом ящике уже более 5 лет. И, чтобы вы осознали всю серьезность моих причитаний, вынужден сдобрить вступление будоражащим сознание фактом из разряда «почувствуй себя старым». За 5 лет успело вырасти целое поколение геймеров, понятия не имеющих о таких культовых для нас с вами франшизах, как Burnout и FlatOut .

О, безусловно, борьба двух этих титанов заслуживает отдельного абзаца! В свое время существовало четкое разделение: Burnout – консольщикам, Flat Out – всем остальным. Аркады очень и очень долгое время не захаживали друг к другу в гости. Тогдашний игрожур с настойчивостью коммивояжера вдалбливал в головы юных читателей мысль: «Burnout по всем параметрам превосходит детище Bugbear , и выход сего британского симулятора краш-теста на PC, непременно знаменует смерть своего финского конкурента». Что ж, в 2009 Paradise, обросший неказистой приставкой Ultimate Edition, впервые добрался до PC и… Burnout на этом умер. Справедливости ради стоит отметить, что смерть FlatOut наступила годом ранее, с выходом то ли аддона, а то ли виденья Ultimate Carnage . Обе серии, на данный момент, почили по не зависящим друг от друга причинам. Но суть совсем не в этом. Она в том, что сейчас, глядя с высоты временных лет, мы с вами смело можем заявить: «Игрожур 2007, ты был не прав!», - а к этим двум сериям, без малейшего зазрения совести, применять термин «Классика».

Я и Друг Мой Paradise

Так чем же был последний полномасштабный Burnout? Ооо! Это было квинтэссенцией, основой основ, философским камнем, упомянутого в начале статьи, поджанра. Это было вершиной эволюции «автогонок для нелюбителей автогонок». И в то же время, именно пиком эволюции, но никак не революцией. Criterion шлифовали свое детище долгих шесть лет, шаг за шагом подступая к определению идеала. Но, в отличии от теперешних времен, интерактивные развлечения тех лет имели привычку расти вверх, а не вширь. Запросы публики и экспертов всегда ускользали прямо из-под носа от предложения британской студии-разработчика и не давали поводов для однозначного заявления – 10/10!

Но, на правах последнего из могикан, Paradise - по праву лучший на сегодняшний день симулятор «правильного» поведения в пробках.

У ваших ног, дорогой игрок, целый город! Город у моря, город у гор. Нет, это не Ялта, и даже не Ванкувер, а нечто намного круче. Это Paradise City ! Райское место, если вы – известный любитель разносить вдребезги все, что имеет колеса. От элитных домов зажиточных снобов, до промышленных портовых районов, от диких и заброшенных ранчо до уединенных горных обсерваторий, от суетливого делового центра до перекрытых на ремонт железных дорог – теперь все это простор для вас и ваших высокооктановых разборок. С первой пробуксовки полностью открытый город – это сердце нового Burnout. Авторы возводят его значимость в квадрат, если не в куб. С первого нажатия на педаль газа (которая по умолчанию для PC-версии почему-то приводится в действие клавишей A) глаза разбегаются, а новоиспеченный водитель внутри вас с изумлением восхищается: «Это все мне?». Непременно хочется поехать туда, прыгнуть вот тут, врезаться в этот столб и разбиться об ту колонну. Держу пари, первые полчаса знакомства с игрой вы проведите (или давно уже провели) двигаясь на бешеных скоростях от района к району, с периодичностью в километр, разнося в щепки ваш первый автомобиль.

Такой подход к свободе пьянит, но если вы намерены пройти Paradise на 100%, квадратные километры города все же успеют наскучить. Авторы, по мере своих возможностей, постарались наполнить это райское место жизнью и всевозможными способами времяпровождения. Город кишмя кишит вызывающего вида красными плакатами, провокационными желтыми заграждениями, призванными отвадить вас от желания срезать, и головокружительными трамплинами. Первые два просто вызывающе вопят: «Уничтожь нас, сбей, порви на куски!», - а вторые, понятное дело, просят поддать газку и снова и снова совершать попытки выхода на орбиту. Помимо прочего предлагается отыскать все доступные заведения, гонки, установить рекорды скорости, где только можно, а также, войдя в специальный режим «беспредела», изничтожить максимально возможное количество муниципального и частного транспорта на каждой из улиц. Вот собственно и весь ваш род занятий в свободное от гонок время.

Я и Друг Мой Burnout Infernal Van

Что может стать между игроком и финишем? Только соперник. Criterion отошли от классической концепции прокладывания маршрутов и расстановки прозрачных и не очень заборов. Теперь поиск кратчайшего пути лежит исключительно на геймерских плечах. Хочешь выиграть? Изучи все переулки от старта до финиша, залей полный бак и погнали! Все равно соперник оказался быстрее? Размажь мерзавца по близлежащей стенке, столкни его со случайной попуткой, сбрось негодяя с обрыва, запусти в фатальный полет на трамплине, подтолкни навстречу судьбе, принявший облик многотонного автобуса!

Art of Takedown... Хоть и не в HD, то тем лучше передается ностальгическая атмосфера это игры

Аварии – это то, что удавалось Criterion от начала и до конца. С первых частей они натаскивали свою модель повреждений на максимальный вау-эффект. Способов совершить здесь расправу чуть-ли не больше, чем фаталити во всех частях Mortal Kombat. Машины мнутся, корежатся, складываются в гармошку, переворачиваются тысячами способов, просчитываемых местным движком. Процес выводится на экран с самых впечатляющих ракурсов и непременно в многократном замедлении. Но скриншоты и видео скажут куда больше, чем просто слова.

Об игре можно еще много чего рассказать. Отдельного абзаца заслуживают разновидности соревнований, некогда кипящая жизнь на онлайн-серверах проекта, богатейший саундтрек, от рок-хитов того времени, до «Лунной сонаты» Бетховена. Можно еще парой тысяч символов описать прикручиваемые DLC, вроде мото-режима и вечеринки, вошедших в PC-версию забесплатно. Но все это может отвлечь читателя от ключевой мысли – гигантский город, невероятные аварии!

Можно так же долго рассуждать и о недостатках, которых, безусловно, немало. Можно возмущаться огромным незадействованным территориям, однообразности игрового процесса, отсутствию тюнинга и всего-всего, что не дотягивало игру до «десятки». Но победителей, как говорится, не судят. А на данный момент Burnout Paradise – несомненный чемпион среди симуляторов автокатастроф.

Из похожих игр за последнее время в голову приходить лишь Next Car Game от пресловутых Bugbear. Но все же попомните мои слова. Если хотите смять в лепешку пару-тройку десятков колымаг, приобретите лучше последний Burnout. Глядишь, и разработчик с издателем пустят скупую слезу ностальгии, да забабахают полноценное продолжение. А там и финнам на нормальный FlatOut кто деньжат подкинет. Эта трата будет куда более оправданной, нежели всем миром пытаться собрать на раннюю альфа-версию поздней беты очередных покатушек без текстур за 18 долларов.